жизненные истории » Социум » 

Секунды и вечность Ингмара Бергмана

Секунды и вечность Ингмара Бергмана

Ровно 6 лет назад из жизни ушел великий мастер киноискусства, известный шведский режиссер театра, писатель и сценарист Ингмар Бергман. Имя лауреата 3 премий «Оскар», победителя Каннского, Берлинского и Венецианского кинофестивалей, а также обладателя многих других премий в сфере кинематографа, стало нарицательным. Прожив долгую жизнь, Бергман умер в возрасте 89 лет. После себя он оставил немалое творческое наследие — множество кинолент режиссера, сценарии для которых писал он сам, почитаемы критиками и эстетами во всем мире.

Жизненный путь будущего режиссера начался 14 июля 1918 г. в старинном скандинавском городке Уппсала. Семья Бергмана была строго патриархальной, отец священник-лютеранин придерживался жестких правил воспитания детей, а их в семье было трое. Кроме Ингмара, семейство Бергманов воспитывало старшего сына Дага и младшую дочь Маргарету. Позже, режиссер поделиться красочными, но далеко не позитивными воспоминаниями детства — за малейшую провинность его закрывали в темной комнате, заставляя думать о проступке. Строгость отца и повиновение ему матери привели к тому, что мальчик стал замыкаться в себе. Единственной отдушиной, местом, куда он мог сбежать, был созданный им игрушечный мир. Там он чувствовал себя хозяином положения, придумывая собственные сценарии развития событий, которым беспрекословно следовали его солдатики По словам самого Бергмана, несмотря на набожность его родителей и частые дискуссии на религиозную тематику в доме, он утратил веру в Бога еще в 8 лет.

В возрасте 16 лет Ингмару удается вырваться из атмосферы всеобщей подавленности в доме и всевластия отца. В 1934 г. юноша отправляется в Германию, чтобы провести лето у своего друга. На одном из мероприятий во Веймаре Ингмар впервые видит воочию новоиспеченного германского лидера Адольфа Гитлера. Масло в огонь добавляют родители его друга — над кроватью в комнате, где он жил, они повесили портрет человека, долгие годы после ассоциировавшегося с величайшей гуманитарной катастрофой ХХ ст. В защиту Бергмана нужно сказать, что харизма и притягательная сила молодого политика действовали на многих. Потерпевшая крах во время Первой мировой войны Германия переживала далеко не лучшие времена, а уверенный в себе, блестящий оратор, способный увлечь за собой многомиллионую публику, Гитлер, вещающий о возрождении былого величия отечества, достаточно быстро стал символом надежды граждан республики.

Не устоял и юный Ингмар Бергман. Конечно, его приверженность к революционным идеям можно было бы оправдать юношеским максимализмом, но в своем дневнике Бергман, будучи уже в достаточно зрелом возрасте напишет: «На протяжении многих лет я был сторонником Гитлера, радуясь его успехам и огорчаясь его неудачам». На фронте Бергман провел почти год.

Как и большинство талантов, Игмар с молодых лет знал, чему хочет посвятить свою жизнь. Анализируя собственную творческую биографию, режиссер скажет: «Я никогда не был молодым — только незрелым». Так или иначе, в кино «незрелый» Бергман попадает сразу по окончанию Стокгольмского университета, в котором он изучал литературу и историю искусств. Имея определенный опыт работы в театре, которым он был увлечен во время учебы в университете, 23-летний парень, пришедший в кинематограф, получает на первый взгляд пустяковую работу — редактирование сценариев. Стоит отметить, что в те времена кинематограф Швеции уже крепко стоял на ногах. Одна из старейших кинокомпаний мира «Svenska Biografteatern» возникла именно в этой скандинавской стране, в городе Кристианстаде в 1907 г.

Несмотря на несостоятельность предлагаемой киностудией задачи, молодое дарование не унывает. Понимая, что его гению тесно в рамках исправления недочетов чьих-то работ, Ингмар вскоре приносит на студию свой собственный сценарий. Молодой человек пошел ва-банк и его попытка увенчалась успехом. В 1944 г. выходит фильм под название «Травля», где имя Бергмана фигурирует в титрах рядом с надписью сценарист.

Два года спустя, в 1946 г., мир увидит первый фильм под режиссурой Ингмара Бергмана «Кризис». С тех пор в прокат будет выходить по два его фильма ежегодно. Впрочем, слава достаточно капризная дама. Несмотря на популярность, завоеванную молодым режиссером на родных ему территориях почти сразу, общеевропейская известность приходит к Бергману в возрасте ни мало, ни много 40-ка лет. В 1958 г. автор дебютирует на глобальном кинофестивале в Берлине, где сразу же получает статуэтку Золотого медведя за фильм «Земляничная поляна». Также эта лента получает высшее признание на фестивале в Венеции. Причудливые сцены и извечная проблема человеческих взаимоотношений вписывают ленту в топ-кинофильмов всех времен. К тому же, предложенная автором концепция часов без стрелок становится среди его почитателей столь популярной, как и «сползающий» циферблат Сальвадора Дали.

Успех в Берлине втягивает автора, подарившего зрителям за всю свою жизнь более 100 фильмов, в вереницу кинофестивалей и различных конкурсов. Его фильмы оценивают лучшие кинокритики Европы, а постепенно и другого весомого в мире кино материка — Северной Америки. В 1960 г. Бергман появляется на красной дорожке именитого театра Кодак, вечного пристанища кинопремии «Оскар», с уже признанным Старым Светом фильмом «Земляничная поляна». Но коньюктура американского кинопрома совершенно иная. Первая попытка заполучить не просто американского зрителя, но и звание лучшего оригинального сценария, в США провалилась.

Осознав свои ошибки, Ингмар Бергман снова приезжает на «Оскар» год спустя. В этот раз — за победой. Черно-белый фильм «Девичий источник», приправленный шведским колоритом, посвященный поискам справедливости, Бога, кризисе веры, практической ее утрате и молниеносному восстановлению, приносит Ингмару Бергману желаемую статуэтку, а его творению звание лучшего иностранного фильма. Не меньшим успехом пользуется год спустя его лента «Сквозь тусклое стекло», посвященное опять-таки религиозной проблематике. Она получает высшие похвалы не только на американском награждении, но и на фестивале в Берлине.

На этом победы Бергмана в США обрываются — режиссер прекращает принимать участие в церемонии «Оскар». Он возвратиться в Америку почти десять лет спустя и предоставит публике еще 4 фильма в разных номинациях. Победононсным станет только один — «Фанни и Александр», где автор обнажает свои мысли и, скорее всего, пережитые впечатленияя, анализируя семейную доктрину.

Сам Ингмар Бергман, что не есть большой редкостью среди творческих личностей, был менее успешен в личной жизни, чем на профессиональном поприще. За свою жизнь он ходил под венец пять раз. Первый брак с хореографом и танцовщицей Эльзой Фишер продержался два года (1943-1945 гг.). Тогда же у Ингмара появился первенец — дочь Лена. Но ребенок не смог удержать его в семье. В 1945 году он женится снова на хореографе и режиссере Эллен Линдстром. Эти отношения длятся 5 лет. Вторая жена дарит Ингмару четырех наследников. Сначала на свет появляются дочь Ева, годом позже сын Ян, а после — двойняшки Мэтт и Анна.

Тем не менее, и этот брак распадается. Причина разлада очевидна — Бергман уходит к очередному увлечению, журналистке Ган Грют. Год спустя на свет появляется Ингмар Бергман младший и режиссер регистрирует третий брак. Пара живет вместе ровно 8 лет.

В 1959 г. Ингмару Бергману исполняется 41 год. Он — состоявшийся режиссер, признанный сценарист, отец уже 6 отпрысков. Казалось бы, жизнь вошла в колею. Но возраст диктует свои правила. Соблюдая избранный ранее «модус операнди», то есть стиль поведения, гений окунается с головой в новые отношения. На сей раз его пассией становится композитор, пианистка и писательница Каби Латерей, которая подарит ему сына Даниеля.

Но и эти отношения обречены на провал. Начало их брака «омрачает» появление внебрачной дочери киногения Марии фон Розен. Но ослепленная любовью и близостью перспективы семейного счастья Каби игнорирует как очевидный факт измены, так и красноречивую хронику прежних отношений Бергмана. И зря. Ветренный Ингмар, несмотря на солидный возраст, не упускает возможности завязывать все новые и новые романы, преимущественно с актрисами. По иронии судьбы, по прошествии 5 лет, на «экваторе» брачных отношений Каби и Ингмара, адюльтер последнего заканчивается появлением на свет еще одной внебрачной дочери — Карин (взявшей имя Линн) Ульман.

Желая удержать любимого мужа, Каби демонстрирует стойкость, прощая Ингмару и этот фортель. Тем временем, недовольная статусом Любовницы Лив Ульман пытается всячески убедить режиссера расторгнуть брак с соперницей. Увы, обе женщины остаются в проигрыше.

1971 г. расставляет все точки на «ё» во взаимоотношениях Бергмана с женщинами. Он возвращается к своей Любовнице Ингрид фон Розен, оформляет последний в его жизни брак и вместе с ней растит уже 12-летнюю дочь Марию.
Окончательно обретя точку опоры в личной жизни Бергман вновь возвращается в мир соревнований за кинопремии. В 1974, 1977 и 1979 Ингмар демонстрирует в Кодаке одни из лучших своих кинофильмов «Шепоты и крики», «Лицом к лицу» и «Осеннюю сонату». Последняя картина о трудностях взаимоотношений в семье, последствиях недостатка любви матери, получает призы от Национального совета кинокритиков США и Итальянского киносовета «Настро Д’ардженто», но остается без «Оскара».

1984 г. приносит Ингмару Бергману две награды за вышеупомянутый фильм «Фанни и Александр». Обе — статуэтка «Оскар» и «Сезар» — в номинации «Лучший иностранный фильм». Эти победы станут последними в карьере Бергмана.
После «Фанни и Александра» режиссер снимет несколько короткометражных и полнометражных фильмов, пару сериалов и напишет несколько театральных пьес, которые буду экранизированы.

1995 г. становится тяжелым для уже пожилого Бергмана. Из жизни уходит его последняя жена Ингрид. Забыться в работе не получается — возраст не позволяет. В 1998 г. автор оскароносных фильмов, прославивших его и шведский кинематограф, берет небольшой перерыв. Его творения снова появляются на экранах в 2000 г., но теперь подобные явления происходят все реже, а сам Бергман выступает лишь в роли сценариста. Последняя кинолента выходит в 2005 г. Тогда же Ингмара Бергмана удостаивают крупной премии за вклад в развитие мирового кинематографа. Автор шедевров, которые стали каноническими, пример для подражания многих известных творцов авторского кино, как Педро Альмодовар, Вудди Аллен, Фрэнсис Форд Коппола, Стэнли Кубрик, Андрей Тарковский, а также гигантов массового кино, как Стивен Спилберг и Мартин Скорцезе, удаляется от публичности.

В 2006 г. Бергман переносит тяжелую операцию, после которой он так и не смог оправиться полностью. В течении всей своей жизни его мучили вопросы религиозного толка. Свои размышления по этому поводу он, кадр за кадром, выводил на экран. Гонимый сомнениями в существовании Бога, пытающийся понять психологическую составляющую религиозного верования, режиссер также задавался и вопросом неминуемости смерти. Именно этому посвящена его лента «Седьмая печать». По сюжету, рыцарь предлагает смерти сделку — партию в шахматы: пока он играет, цепкая рука небытия не может увлечь его в свое царство. Кроме того, он имеет право задавать вопросы, на которые не ждет ответа. «Когда тебе надоест ставить вопросы?» — спрашивает Ангел смерти. «Никогда не надоест», — отвечает герой. «Но ответа ты не получишь», — резонно замечает посланник Смерти. «Часто мне кажется, что задать вопрос даже важнее», — апеллирует герой.

Смерть поставила Ингмару Бергману шах и мат 30 июля 2007 г. Он умер не дожив до 90-летия меньше одного года. Судьба даровала ему легкую смерть — гений ушел во сне в собственном доме на острове Фаро, Швеция. Исследователи его архивов удивили публику — в «заначке» режиссера имелось немалое количество недоработанных или неэкранизированных сценариев. Возможно его дети захотят предать работы отца гласности.

Королевство Швеции решило уважить прославившегося соотечественника на свой манер и запечатлеть его потрет на аверсе 200 кроновой купюры. Новая серия денежных знаков должна войти в оборот не ранее 2014 г.

Валерия Подольская, для «Вероятно»

Сюжет дня

Парнерская программа

Loading...

Голосование

Могут ли высокие тарифы на коммунальные услуги привести к социальным бунтам в Украине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
 `