Политика » политическое рандеву » 

Николай Гапочка: «Безответственные изменения в Конституцию разрушают государственность»

Николай Гапочка: «Безответственные изменения в Конституцию разрушают государственность»

Имя Николая Гапочки было всегда на слуху — он народный депутат Украины 4 созыва. Напомним, когда-то Николай Михайлович возглавлял депутатскую группу «Народный выбор» и был членом Временной специальной комиссии Верховной Рады по разработке проектов законов Украины о внесении изменений в Конституцию Украины.

 Всеукраинскому интернет-изданию «Вероятно» Николай Гапочка рассказал возможный рецепт деэскалации конфликта на Востоке страны, представил свое видение относительно децентрализации и реформы местного самоуправления.

Добавим, что мнение политика может быть итересным читателю еще потому, что он родился и живет на Луганщине, где, к сожалению, сейчас не стабильно.

 

«реформу нужно проводить с учетом региональной ментальности»

 

— Николай Михайлович, Вы принимали участие в разработке изменений в Конституцию в 4 созыве Верховной Рады. Насколько сейчас Основной Закон отвечает современной ситуации в стране, и какие нужно сейчас вносить изменения?

— Как показывает мировой опыт, в демократическом обществе Конституция является незыблемой, в нее очень редко вносят какие-либо изменения. Например, в Германии Основному Закону более 150 лет, а в США более 200.

Безусловно, украинскую Конституцию нужно усовершенствовать, но не менять. За 25 неполных лет ее даже пытались подогнать под себя, что, по сути, является огромным преступлением перед нацией.

Я был одним из 23 членов Временной специальной комиссии Верховной Рады по разработке проектов законов Украины о внесении изменений в Конституцию Украины, которые ныне действуют. Они соответствовали тому переходному периоду в истории Украины и обеспечивали основные требования жизни. Но пришёл к власти Янукович, решил сконцентрировать в одних руках всю полноту власти. Затем пришла новая власть – восстановила Конституцию образца 2004 года…

— Речь идёт о тех изменениях в Конституцию, которые усиливали роль парламента?

— Речь идет о парламентско-президентской форме правления. Сегодня продолжаются попытки изменить Конституцию полностью. Но она хорошо защищена: в одной каденции парламента можно только раз вносить изменения. Это не щётка для сапог, которой можно почистить обувь каждый день.

Основа построения любого государства – это Конституционная основа, Основной Закон. Если его безответственно менять, происходит разрушение государственности. Поэтому сегодня, говоря о каких-то конституционных изменениях, я вообще не вижу альтернативы ныне действующим. Кроме того, я полагаю, что необходима конституционная норма относительно изменения количества депутатов. Должна быть степень ответственности депутатов, а не количество.

Таким образом, на сегодняшний день, острой необходимости в новой Конституции нет. Её нужно усовершенствовать взвешено и продумано.

— Сейчас очень много разговоров о децентрализации. На ваш взгляд, как проходит процесс децентрализации в стране?

— Первые и правильные шаги в этом направлении уже сделаны. Сейчас идёт апробация на местах общин, назрело время их объединить.

Хочу напомнить, что это было обязательство Президента перед обществом, которое еще даст оценку его работе. Полноту власти на местах нужно отдать общинам, людям. Проблема децентрализации власти должна быть четко разрешена.

Но не стоит при этом забывать, что власть без денег – это не власть. Местные власти финансируют и медицину, и ПТУ. Иным словом, если Вы проводите реформу децентрализации, то нужно оставлять больше денег на местах. Власть не может быть просящей. В таком состоянии она не сможет полноценно работать.

Процесс передачи полномочий на местах займет больше времени. Вместе с тем, нужно определиться, какие обязанности останутся у общины. Я считаю, что паспортный стол и единое окно должны быть под их контролем. Все это надо четко прописать на законодательном уровне.

— Нужно ли принимать новый бюджетный кодекс?

— В нашей стране есть дотационные и депрессивные регионы. Надо четко подсчитать, какие средства должны поступить в их бюджеты и где взять дополнительные источники финансирования. Например, есть сельские территории, которые находятся на едином налоге, но сами зарабатывать не в состоянии. Откуда там возьмется бюджет?

— В основу реформирования местного самоуправления взят за основу польский опыт. Насколько он может прижиться в украинских условиях?

— Украина и Польша в чем-то похожи. Я бываю в Польше, знаком с этой страной. Поэтому, польская модель реформы местного самоуправления вполне может быть взята за основу. Но проводить реформу нужно с учетом региональной ментальности. И люди на местах должны почувствовать, что они управляют сами.

 

«Нынешний парламент висит на волоске роспуска или самороспуска»

 

— Николай Михайлович, вы были депутатом четвертого созыва ВР. Чем парламенты отличаются в плане ментальности и продуктивности?

— Я не считаю себя опытным парламентарием, потому что проработал всего одну каденцию, хотя эффективно, потому что даже депутатскую группу создавал…

Парламентарии должны иметь большой опыт законодательной деятельности, поэтому нужно, чтобы было много юристов, правоведов, хозяйственников.

В нынешней каденции парламента на процентов 70 сменился состав. Пришли молодые люди. Но среди депутатов — много ребят с улицы без опыта ответственности перед сегодняшним и завтрашним днём. В нынешней Верховной Раде нет консолидирующей силы, парламентского стержня. Парламент сегодня имеет весьма шаткую конструкцию.

12735706_1260456433982662_415443595_n

— Как показали последние события, под Яценюком сейчас нет большинства?

— Последние события в Верховной Раде показали, что усугубляется раскол между Президентом и Премьером. Наблюдается сожительство в силу обстоятельств. Для общества это плохо. Чем чаще народ меняет власть, тем хуже для народа.

— Висит ли над нынешним парламентом домоклов меч досрочных выборов?

— Нынешний парламент висит на волоске роспуска или самороспуска.

К сожалению, на сегодяшний день нет достойной фигуры, способной заменить Яценюка.

Можно констатировать факт, что досрочные выборы будут способствовать ухудшению и обострению политической ситуации в стране.

 

«на двух кровоточащих территориях нужно дать особый статус»

 

— Уже около 2 лет продолжаются бои на Донбассе… Как объединить страну?

— Я живу на Луганщине, поэтому знаю все беды региона не по наслышке. Этот конфликт имеет признаки далеко не местечкового характера. Это проблема мировая. Тут замешаны интересы Америки в противостоянии с Россией. А мы, к сожалению, заложники в этой ситуации, которая пока не имеет развязки.

12736026_1260453797316259_1416742304_n

России не нужен Донбасс. Но у него есть общая граница с РФ. Путин опасается присутствия на территории Украины направленых на Москву американских ракет. Пока Украина будет поднимать вопрос о вступлении в НАТО, локальное противостояние будет продолжаться.

К сожалению, минские соглашения не эффективны и не совершенны. Идёт противостояние и развязание конфликта не просматривается. Кремль не поступится своими интересами. Как результат, страдают люди на нашей, украинской территории. Кидают эти полусгнившие снаряды, и летят они непонятно куда.

— Что Вы предлагаете?

— Я полагаю, что было бы логично на этих двух кровоточащих территориях предоставить особый статус. Люди там напуганы, потому что кто только не ездил разбираться на Донбасс. Украинская власть должна быть разумной, пойти на уступки ради сохранения единства страны, показать, что и там живут украинцы. Надо дать гарантии людям. И пенсии выплатить за весь период, чтобы вернуть этих людей к себе. Надо чтоб наша власть поборолась за наших граждан.

Беседу вел Владимир Малинин

Сюжет дня

Парнерская программа

Голосование

Могут ли высокие тарифы на коммунальные услуги привести к социальным бунтам в Украине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
 `