жизненные истории » Социум » 

Аристотель – «Учитель тех, кто знает».

Аристотель – «Учитель тех, кто знает».

«Если исключить религиозные лица, то

влияние Аристотеля на мир должно быть 

 больше, чем любого другого индивида»

Майкл Грант, американский историк.

Аристотель родился в 384г. до н.э. в городе Стагире (ныне Ставрос), на полуострове Халкидики, в семье Никомаха – придворного врача македонского царя Аминты (дед Александра Великого). Отец обучал сына искусству врачевания и надеялся, что тот станет врачом, как повелось в их роду, но в 15 лет Аристотель остался без родителей и воспитывался мужем сестры. В 17лет он приехал в Афины учиться в Академии у Платона, но тот находился на Сицилии, пытаясь осуществить свой проект идеального государства и вернулся лишь через три года. В его отсутствии Аристотель начал формироваться как самостоятельный мыслитель и по словам американского историка Вила Дюранта, мир обрел родоначальников двух направлений в развитии – «мистического и медицинского». Среди учеников Платона Аристотель резко выделился громадной начитанностью и выдающимися умственными способностями. Он провел в Академии 20лет (сначала слушатель, затем – преподаватель), неизменно сохраняя чувство глубокого уважения и искренней преданности Платону, который называл его «умом своей школы» и «чтецом», а нападки своего ученика сравнивал с жеребенком лягающим свою мать. Его расхождения с Платоном часто преувеличивали, примитивно толкуя «формулу их идейного разрыва»: « Платон мне друг, но истина – больший друг». Несомненно, что главное влияние на него оказал Платон – как философ, как религиозный мистик, как человек, и ему он обязан «высокой напряженностью своей мысли», и ее «гибкой стремительностью». По словам знатока древней философии Алексея Лосева, Аристотель «благодаря своей насмешливости, беспощадной логической трезвости и просто благодаря своему исключительному таланту заслужил нелюбовь почти всех своих соучеников», и стоило в 347г. умереть Платону, единственному, кто связывал его с Академией и Афинами, как он сразу удалился оттуда, и отправился в Малую Азию, в город Ассос, к тамошнему правителю и бывшему слушателю Академии, Гермию. Кроме философии их объединяла ненависть к персам. Персы подозревали, что Гермий подталкивает царя Филиппа к нападению на их империю с целью освобождения греков Малой Азии и в 343г. вероломно захватили и казнили его. Перед смертью он сказал: « Передайте моим друзьям, что я не сделал ничего недостойного философии и беспринципного». Опасаясь за жизнь, Аристотель с женой (племянницей Гермия) бежит на Лесбос. Вскоре царь Филипп пригласил его заняться воспитанием 13-летнего сына Александра, и надеясь соединить силу философии с властью Аристотель, отправился в Македонию. Выбор Филиппа был не случаен и имел колоссальное историческое значение. Аристотель был убежден, что Эллада может овладеть всем миром, если будет государственно объединена и говорил: «Греки разумны, свободны и отважны. Они способны управлять всем человечеством». В том, что Александр «бесконечно отличался от своего отца Филиппа» в области культуры, греческих настроений и стремления к добродетели нужно видеть влияние Аристотеля. Умный президент Франции (вот везет же французам) генерал де Голль сказал так: « В основе побед Алексанра мы всегда в конце концов находим Аристотеля…». Более трех лет Аристотель обучает Александра – знакомит его с греческим искусством и литературой (дарит особо изданную «Илиаду» Гомера), посвящает в таинства логики, досконально знакомит с политикой и этикой, дает много сведений из философии и медицины (великий полководец даже будет иногда лечить солдат). Александр относился к нему с глубоким уважением и говорил: « Я чту Аристотеля наравне с отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Благодарность не ограничивалась словами: по ходатайству Александра будет восстановлен родной город Аристотеля Стагира, для которого тот сам напишет разумные законы; по его приказу учителю будут присылать со всех покоренных земель образцы животных и растений. Он выделит для Аристотеля немалую сумму денег и тот в 335г., переехав в Афины, откроет в роще Аполлона Ликейского свою высшую школу науки и философии – Ликей (Лицей). Впоследствии дружеские отношения учителя и ученика расстроились, так как Александр, во время похода в Азию, за оскорбительные высказывания в его адрес, казнил заточив в клетку племянника Аристотеля Каллисфена, рекомендованного философом для сопровождения царя в качестве «летописца», но отличавшегося прямотой и резкостью суждений. Аристотель 12 лет руководил Ликеем, преподавая во время прогулок («перипатео» — прогуливаюсь), за что его философскую школу назвали «перипатетиками». Прогуливаясь по утрам он излагал лекции для всех желающих, а по вечерам лишь для слушателей Ликея. К сожалению, до нас дошли в основном труднодоступные вечерние лекции для углубления знаний подготовленных учеников. Может поэтому Данте в «Божественной комедии» назвал Аристотеля – «Учитель тех, кто знает». Время, проведенное в Лике, было самым плодотворным в его жизни – написаны почти все его сочинения, собраны огромная библиотека и коллекция. Аристотель не сделал бы так много, не будучи умелым организатором. Незабвенный Иван Ефремов все же «перегнул» в «Таис Афинской», изобразив его в этот период таким занудой.
В июне 323г. в Вавилоне умирает Александр Великий и в Афинах начинаются антимакедонские волнения, душой которых был великий оратор Демосфен. Аристотеля, как воспитателя Александра обвинили в безбожии и поэтому он недолго думая бежал на остров Эвбею и там в 322г., в имении своей матери, умер приняв аконит. По другой, более правдоподобной версии – он умер от хронической болезни желудка, мучившей его всю жизнь, а аконит принимал в малых дозах как лекарство. В то же время в Афинах подавляют антимакедонское восстание, а пламенный оратор Демосфен, скрывшись в храме Посейдона, примет яд. Вот так Эллада в тот год потеряла свое сердце и свою голову (а еще и афинскую демократию).
Голова Аристотеля находилась на худощавом теле с тонкими ногами, но в ней «обитал» самый мощный и всеобъемлющий ум древности. Аристотель не только великий греческий философ, но и величайший ученый древнего мира, — мыслитель, наблюдатель и систематизатор, а писатель Сеймур-Смит включивший его «Труды» в свою книгу «100 книг которые потрясли мир», назвал его суперсистематизатором. Он систематизировал все, что в древности знали о растениях, животных, природных явлениях и общественных отношениях, при этом его мысль охватывает все разнообразие явлений, переходя от частностей к самым широким обобщениям. Благодаря этому он сделался основателем почти двух десятков наук (от логики до метеорологии), а еще нескольким придал научную форму. В своих трудах он с поразительной глубиной и широтой охватил все отрасли современного ему знания (разве что кроме математики): физику, физиологию, анатомию, зоологию, ботанику, психологию, риторику, этику, эстетику, поэтику и философию искусства вообще. Он впервые подверг систематической обработке грамматику и логику (благодаря ему, она стала самостоятельной наукой). С не меньшим усердием он творчески изучал и разрабатывал общественные науки. Его социологические и общественно-политические взгляды до сих пор являются интересной базой для анализа процессов в политике. Аристотель в IV в. до н.э. вместе с учениками собрал и изучил описания 158 конституций греческих городов-государств (а в Украине – политики, включая президента экс-президента Ющенко, упорно твердят, что первая в мире конституция написана Пилипом Орликом в XVIII в.). Он выделил 3 «правильные» формы правления: монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), и указал, что они склонны деградировать в «неправильные»: тиранию, олигархию и крайнюю демократию (охлократию – власть толпы). Он предупреждал, что каждая форма правления хороша, когда правящая сила стремится к общему благу, а не к собственной выгоде; в противном случае каждая из них дурна, а лучшей будет та форма, при которой исключена возможность корыстного использования власти. Аристотель резко осуждал тиранию и даже утверждал, что «чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана».
Больше всего наблюдений и открытий Аристотель сделал в биологии (включая ботанику, зоологию и эмбриологию) – его можно назвать ее «отцом». Как писал А. Боннар в «Греческой цивилизации»: «Аристотель – сын самого морского из народов – с особым вниманием изучал рыб и моллюсков. Он начал заниматься этим, когда жил на Лесбосе, среди рыбаков, которые доставляли ему рыб и животных, а он вскрывал их или наблюдал живыми». Он дал описание более 500 видов животных, классифицировав их так стройно, что его система продержалась 2тыс. лет. Самый великий биолог нового времени Чарльз Дарвин сказал о нем так: « Линней и Кювье были моими богами, но они только школьники, если их сравнить со стариной Аристотелем». Богатство, разнобразие и правильность его наблюдений поражают. Но, в труды Аристотеля вкрались и заблуждения его времени, которые всегда смаковали его критики. В средние века, все им написанное воспринималось как непререкаемая истина, и опровержение его представлений часто было эпохальным событием. Он писал, что львы боятся петухов и этому верили две тысячи(!) лет, пока в XIXв. француз Кювье не впустил петуха в клетку со львом, и тот тотчас же растерзал перепуганную птицу. Но последователи Аристотеля говорили, что лев был вынужден напасть на петуха из страха, так как находился в клетке и не мог спастись бегством. Видно, львами для опытов Аристотель не располагал, но почему – написал что у женщин меньше зубов, чем у мужчин даже не посчитав их? Ведь он так подробно описывает развитие зародыша в куринном яйце или желудки жвачных животных со всеми их отделами, а описание им органов размножения с указанием разницы между полами говорит о высоком профессионализме и хорошем знакомстве с достижениями школы Гиппократа. Аристотель поражается разнообразием способов сохранения видов природою, – в этой области его труды не имели себе равных вплоть до конца XIX века. Он тонко подметил сходство психики животных и человека: « У большинства животных существуют признаки этих душевных состояний, которые у человека проявляются более отчетливо. Податливость или злобность, храбрость или трусость, боязливость или спокойствие, прямота или коварство и, в плане интеллектуальном, некоторая проницательность – таковы сходные с человеком черты, которые встречаются и у значительного числа животных, напоминая об органическом сходстве». « История животных» – самая выдающаяся из работ Аристотеля и величайшее произведение греческой науки IVв. до н.э.. Его трактат «О душе» лег в основу психологии. Он дал тщательный и искусный анализ функций души, оказавший большое влияние на позднейшую мысль.
И, конечно же, Аристотель оказал огромное влияние на все последующее развитие философии. В его философии перекрещиваются материализм и идеализм: опытное эмпирическое направление научного исследования (линия Демокрита) и умозрительно дедуктивное (линия Платона). Интересно, что первыми философию Аристотеля начали использовать еретические отклонения в христианстве – монофизиты и несториане и это вынудило изучать ее ортодоксальной церковью. В 1209г. труды Аристотеля предадут анафеме, а вскоре признают «высшим авторитетом в делах человеческих». В XIII в. католический богослов Фома Аквинский, связал философию Аристотеля с церковным вероучением, создав основу для разгула средневековой схоластики. В его интерпретации учение Аристотеля теряло элементы материализма и диалектики (как выразился Ленин: «Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое»). Благодаря комментариям таких мыслителей как Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс), Аристотель и в мусульманском мире считался гигантом мысли. Арабский философ Ибн Рушд восхвалял Аристотеля как высший авторитет и высшее совершенство, которое способна достигнуть человеческая природа: « Учение Аристотеля есть высшая истина, ибо его интеллект был вершиной человеческого интеллекта». Падение Константинополя в 1453г. привело к появлению в Италии ученых греков и вследствие этого новых качественных переводов Платона, Аристотеля и др. греческих мыслителей. XV и XVI век прошли под знаком сопоставления Платона и Аристотеля или, наоборот их противоставления. На его «Метафизике» (в ней он отошел от учения Платона об идеях) построили свою теологию протестантский богослов Меланхтон и иезуиты. Макиавелли основывался на его «Политике», французские поэты и критики – на «Поэтике», юристы и моралисты на «Этике». По словам вышеупомянутого А. Лосева: « … все философы многое заимствовали из аристотелевской логики как до Канта, так и после Канта». Ему же принадлежит и интересный вывод: « Несмотря на то, что гениальность Платона безгранична, а гениальность Аристотеля ограничена, философия последнего была все же шагом вперед по сравнению с философией Платона». Аристотеля создал логику как дисциплину, сформулировав все базовые принципы рационального мышления и перечислив все заблуждения, из-за которых мы совершаем логические ошибки, разработал дедуктивный метод (которым так эффективно пользовался Шерлок Холмс). Его «Органон» стал учебником логики на 2 тысячи лет. По словам британского знатока классической древности П. Харви « аристотелевская логика, более чем что-либо другое, сформулировала европейский образ мышления». Наука и философия обязаны ему множеством терминов, способствовавших ученому общению и развитию мысли: таковы принцип, энергия, максима, способность, категория, мотив, нрав, цель и др. которыми пронизан философский лексикон мира. Благодаря Аристотелю многие языки мира насыщены — логиями и -иками (биология, этика и т.п.). Всех его открытий, идей и нововведений не перечислить, ведь даже такую мелочь знак параграфа – придумал тоже он.
На здании Национальной Академии наук в Вашингтоне выбиты слова Аристотеля: «Искать истину – и легко, и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности фактов складывается величественная картина». Вот так же легко и трудно писать образ Аристотеля в строю Великих греков. Легко – потому что за свою короткую, как для грека, жизнь (62г.), он проделал огромную интеллектуальную работу (чуть ли не тысяча трудов по разным отраслям знания – простой перечень не вместить ни в какой газетной статье), которая 2 тысячи лет влияла на мировую науку и философию. И трудно – ибо Аристотель не похож на любимые образы древних греков, отличающиеся бурной судьбой, неизменным мужеством и в дни войны, и в дни мира, огромным личным обаянием, сильными характерами, сочетавшими в себе «мужество и знание, страсть и игру». Он один, из очень немногих знаменитых греков, который никогда не сражался за Отчизну с оружием в руках; не совершал ярких высоконравственных поступков и жизнь окончил: не в жестоком рукопашном бою как царь Леонид; не под изощренными пытками как философ Анаксарх Счастливый; и не в тюрьме по несправедливому приговору суда как Сократ, а в своей постели от банальной болезни желудка, тихо и незаметно. Но может быть такой и дожна быть жизнь великого ученого-энциклопедиста воздвигшего такой колоссальный труд, которого не создавал до него никто, да и после него тоже (его включают в десятку ученых больше всего сделавших для человечества), – для напряженного и эффективного умственного труда нужен покой. В достойной удивления и восхищения всесторонности своих трудов он является воплощением греческой науки. Имена Александра Великого и Аристотеля часто ставят рядом – первый подчинил мир греческому политическому господству, второй – подчинил его греческой мысли.

Александр Чародеев

 

Сюжет дня

Парнерская программа

Голосование

Могут ли высокие тарифы на коммунальные услуги привести к социальным бунтам в Украине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
 `