Политика

Родриг Мерхеж: Нельзя отдавать авиа отрасль в руки одного олигарха.

Родриг Мерхеж: Нельзя отдавать авиа отрасль в руки одного олигарха.

Президент авиакомпании UM Air, член Ассоциации авиапредприятий Украины Родриг Мерхеж о проблемах проведения конкурса на Генерального директора аеропорта «Борисполь» и о последствии монополизации авиарынка.

Cкажите, пожалуйста, что происходит в аэропорту «Борисполь» на данный момент, как он развивается и развивается ли вообще? Насколько главный аэропорт страны способствует развитию авиаотрасли?

Аэропорт «Борисполь» — это стратегический объект для экономики Украины. И то, что происходит сейчас вокруг него и конкурса по назначению нового руководителя волнует весь без исключения авиарынок.

Уже видно по результатам отбора кандидатов на второй тур, что, как минимум, 2 из 4-х кандидатов на должность директора аэропорта, связаны с так называемой группой «Приват» Коломойского-Майберга и непосредственно с частной авиакомпанией МАУ. По большому счету, и нынешнее руководство аэропорта – и.о. директора господин Дыхне и его заместитель относятся к этой же команде и реализуют их коммерческие планы. Неужели высшее руководство страны – Президент, Премьер-министр – не понимают, что нельзя отдавать целую отрасль в руки одного олигарха?! Учитывая то, что они являются собственниками авиакомпании МАУ, которая, фактически, имеет 90% рынка авиаперевозок, отдать им такое предприятие как аэропорт «Борисполь» – крайне рискованно для национальной безопасности!

Без преувеличения можно сказать, что если во втором туре сейчас выберут кого-либо из пролоббированных группой Коломойского претендентов, это приведет к рейдерскому захвату аэропорта «Борисполь». Они с ним сделают то же, что сделали с Днепропетровским аэропортом – обанкротят с последующей приватизацией за «2 копейки».

Например, на сегодняшний день г-н Дыхне не допустив к конкурсу ни одну авиакомпанию, кроме МАУ, отдал ей в управление единственный ангар аэропорта «Борисполь». И как только они его получили в аренду, начали сдавать остальным участникам рынка на 15% дороже! Но даже не это самое печальное, главное, что они эти деньги за аренду аэропорту не платят! Потому что разными сомнительными схемами, дополнительными соглашениями, МАУ получает существенные скидки, которые не имеют другие участники рынка, в том числе, и все члены Ассоциации авиапредприятий Украины.

Поэтому я с уверенностью скажу, что если победит один из двух кандидатов, которые связаны с МАУ и группой «Приват», можно не просто ставить крест на будущем развитии аэропорта «Борисполь», но и вообще существовании его как государственного объекта.

По мнению Ассоциации, созданы ли равные конкурентные условия для авиакомпаний, обсуживающихся в «Борисполе»?

На сегодня в аэропорту «Борисполь» силами группы Коломойского-Майберга сложилась ситуация, когда одни авиакомпании сидят на предоплате и не могут взлететь, пока не внесут предоплату, а другие, вернее – одна компания – МАУ, вылетает просто в долг, и после этого подписывается дополнительное соглашение, как я уже говорил, и в последствии списываются сотни миллионов гривен долгов. Более того, мы понимаем, что на момент выставления счета, курс доллара один, а на момент оплаты  — уже другой, потому что мы видим колебания курса. И это всё  — убытки аэропорта «Борисполь».

Кроме того, каждая компания, которая базирует свои самолеты в аэропорту «Борисполь», является юридически его базовой компанией. Весьма рискованно для государства отдавать одной частной компании 90% рынка авиаперевозок, как это сейчас происходит с МАУ. Элементарно хозяева МАУ могут использовать своё монопольное положение в качестве шантажа для государства, для Президента, для премьера, в том числе, и для пассажиров. Что они успешно делают, удерживая достаточно высокие цены на авиабилеты.

С моей точки зрения, у государства должны быть минимум три крупные компании, которые, в случае возникновения проблем у одной из этих компаний, смогут удержать рынок в стабильности. Например, в случае «Аэросвита», его руководство, кстати, это те же люди, которые сейчас управляют МАУ, просто обанкротило данную компанию, и создало другого монополиста — МАУ. Банкротство МАУ, с моей точки зрения, тоже весьма актуально. Здесь вопрос только в том  — когда они примут такое решение. С «Аэросвитом» они просто оставили всех с долгами на полмиллиарда долларов. И государство Украина (то есть мы с вами) получили львиную долю этих долгов.

Как так получилось, что только одна авиакомпания в Украине – МАУ, сейчас является базовой и контролирует 90% рынка?

Бывший менеджер МАУ, господин Антонюк, был назначен главой Госавиаслужбы и постоянно лоббировал интересы этой компании: МАУ продолжали получать преференции по назначению на маршруты, а другие компании просто душили, им не давали разрешения под разными предлогами. Ранее, в руках МАУ было руководство Госавиаслужбы, руководство аэропорта «Борисполь». Приватизировали  МАУ, выкупили у государства, насколько я помню, за 280 млн., что, как минимум, в 3-4 раза ниже её реальной стоимости. Результат – МАУ монополизировала рынок, выдавив из него остальных игроков.

Из прошедших в финал конкурса на должность директора «Борисполя» четырех кандидатов – кто, по Вашему мнению, соответствует требованиям и задачам, поставленным Президентом и государством по увеличению прибыльности аэропорта и его развитию?

Я знаю, что из 4-х кандидатов только господин Гомболевский и господин  Солончук – не являются ставленниками МАУ. Будет достаточно, чтобы хотя бы одного из них назначили, чтобы в результате такое предприятие не оказалось рейдерски захвачено со стороны группы «Приват». Будет очень странно, если победят остальные два. Потому что один из них – полностью ставленник МАУ, а второй — технический кандидат. Не пройдет первый, пройдет второй. Поэтому я очень надеюсь, что комиссия, которая этим занимается, понимает, о чем речь. Меня беспокоит уже тот факт, что два кандидата от группы Коломойского прошли в финал. И в конце концов вопрос не в том, кто победит, а какие задачи стоят перед ним. Если опять под столом им будут даваться команды раздерибанить аэропорт в чьих-либо интересах, то кто бы там ни был, он будет исполнителем. Тут вопрос не в личности, а в том — какие задачи поставлены перед ним. Пока мы очень обеспокоены ситуацией вокруг конкурса и нельзя сказать, что все эти игры идут честно. Я вижу подстольные игры. Чем это закончится — посмотрим в ближайшие дни.

В СМИ  мы сейчас наблюдаем много заказной негативной информации об одном из кандидатов, прошедших в финал конкурса. В частности, это заказные сюжеты и так называемые «расследования» на каналах «1+1» и «2+2», принадлежащих Коломойскому. Как Вы их прокомментируете?

Это всё вписывается в то, что я только что рассказывал, что группа Приват пытается продвинуть своего кандидата. Они видят в остальных двух кандидатах серьезную конкуренцию и поэтому топят их. Правда это или неправда, но вопрос: почему этих «сюжетов» не было две, три недели назад, до конкурса? Это всё целенаправленная акция для того, чтобы пролоббировать кандидатов от группы «Приват». И можно тогда ставить крест на «Борисполе».

«Ассоциация авиапредприятий Украины» поддерживает кого-либо из кандидатов?

Р: В данной ситуации, это любой из кандидатов, которые не относятся к группе «Приват» —  Солончук или Гомболевский.  Любой из них.

Парнерская программа


Мнение

Поддерживаете ли Вы введение визового режима с Россией?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...


 `