Политика

Борислав Розенблат: «В мире пока не существует альтернативы медицинскому страхованию»

Борислав Розенблат: «В мире пока не существует альтернативы медицинскому страхованию»

Борислав Розенблат – народный депутат Украины, член парламентской фракции «Блок Петра Порошенко», заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства.

Кроме того, Борислав Соломонович является соавтором законопроекта № 4981 «Об общеобязательном социальном медицинском страховании в Украине». Недавно, на заседании профильного комитета Верховной Рады было принято решение объединить в один законопроект все альтернативные.

Именно поэтому наш корреспондент встретился с депутатом и взял на тему грядущей реформы страховой медицины интервью.

Насколько в Украине назрел вопрос о медицинском социальном страховании, насколько украинское общество к этому готово?

У нас в стране сложилась ситуация, когда при малейшем обращении в больницу наши граждане на себе ощущают нынешнее плачевное состояние здравоохранения. Если вдруг начинают болеть, на их карман ложится ощутимое финансовое бремя, несмотря на то, что в Украине 49 статья Конституции гарантирует бесплатную медицину.

Но тем не менее, есть мировая практика, и другой альтернативы пока не существует – это медицинское страхование, которое предусматривает солидарность этих всех расходов.

Я считаю, этот вопрос сейчас назрел и это путь развития общества.

— Какими должны быть ежегодные взносы за стоимость медицинского страхования?

В Украине принято считать, что комплексные реформы происходят тогда, когда экономика находится на подъеме, так как это требует дополнительных расходов.

Действительно, сейчас у нас ситуация в экономике не самая лучшая, и учитывая средние доходы населения, естественно, что тарифы должны быть минимальными.

— Например, какими?

Для того, чтобы все правильно рассчитать, нужно понимать себестоимость услуги. Пока ее стоимость никто не знает, потому как система не оптимальная, а убыточная.

Мы можем осторожно говорить о сумме в 150-300 гривен на месяц с привязкой к определенному пакету. Но данный вопрос находится на стадии обсуждения.

— Необходимо ли законодательное регулирование этого вопроса?

Однозначно, потому как обязательство государства предоставить людям качественное медицинское обслуживание и разработать новую систему, которая готова будет предоставлять качественную медицинскую помощь.

Это даже не подлежит обсуждению.

— Какие уникальные профильные законопроекты уже зарегистрированы?

Я являюсь соавтором законопроекта № 4981 «Об общеобязательном социальном медицинском страховании в Украине». Стоить заметить, что также зарегистрированы два альтернативных законопроекта № 4181-1 и № 4181-2.

На последнем заседании профильного комитета было принято решение все лучшие наработки объединить в один законопроект.

— В чем суть Вашей инициативы заключается?

Главная идея моей иницициативы в отсутствии монополизации финансовых потоков: не будет одного источника денег, одного фонда, и борьбы за этот поток. Мы перейдем от финансирования коек до финансирования услуги. Более того, все работающие граждане будут застрахованы работодателем. Категория граждан – индивидуальных предпринимателей будет платить за себя. И местные бюджеты будут оплачивать за студентов, лиц с инвалидностью и пенсионеров.

Ежегодно Кабмином будет определяться сумма страхового взноса и сама программа страхования, он же создаст специальный уполномоченный орган. Таким образом, государство будет контролировать размер взносов, программу страхования, сбор взносов, защиту прав пациента.

Будут созданы прозрачные рыночные условия и большой выбор кампаний с государственной или частной формой собственности.

— Что будет для государства означать переход на страховую медицину?

— Для государства это будет означать одно: оно сможет гарантировать гражданам получения права качественной медицинской помощи.

Сейчас государство, как это прописано Конституцией, этого не гарантирует.

— В развитых странах этот пакет достаточно широк. Каким он должен быть для наших граждан?

— Этот пакет должен охватывать первичную, вторичную и третичную уровни оказания помощи.

— Что это означает?

— Этот пакет должен включать в себя амбулаторию, стационар, и третичный уровень – это областные больницы. То есть человек, обратившись амбулаторно в стационар или областную больницу должен получить бесплатную помощь.

— Когда нужно начинать эту реформу?

— Мы бы хотели начать эту реформу через год, но насколько все мы будем готовы к этому? Потому что если что-то начать, а потом это забросить — этот путь в никуда. Лучше начать позже, но постепенно двигаться вперед. Но время не ждет…

— Какая основная суть страховой медицины?

Основная суть страховой медицины заключается в солидарности, когда общество платит за конкретного гражданина, который заболел.

Сейчас правительство не готово значительно увеличивать бюджетные средства на медицину, потому что система не является прозначной. Страховая медицина позволит переламать существующую коррупционную составляющую, потому что предагает конкретные механизмы контроля расходов и качества.

В моем законопроекте в корне меняется система финансирования здравоохранения. Министерство здравоохранения само должно разрабатывать методологию лечения людей. А задача законодательного органа создать рыночные условия для финансирования этого всего и создать прозрачные механизмы контроля расходов. В существующей системе, хочу еще раз заметить, этого нет.

Также, с новыми правилами вводятся в медицину договорные отношения, а значит появится ответственность. Пока средства находятся в тени и врачу платим из собственного кармана, и, следовательно, претензии предъявить не кому.

— Нужна ли в Украине автономизация медучреждений?

Именно с автономизации медучреждений и нужно начинать реформы. У нас медучреждения должны быть хозрасчетными единицами и неприбыльными коммунальными предприятиями.

Каждая больница должна быть автономной. Естественно потом возникнут вопросы: почему одна больница работает более эффективно, другая менее эффективно и т.д.

— Украина морально готова к страховой медицине?

Мы не можем оставить систему здравоохранения в том состоянии, в котором она есть. Нужно поэтапно заимствовать европейский и мировой опыт.

Мораль государства дожна заключаться в предоставлении своим гражданам доступной медицинской помощи.

— Что предусматривает децентрализация в части страховой медицины?

— Больницы становятся автономными единицами и находятся в подчинении местных органов власти, которые сами решают, как им содержать больницу.

— Основа реформы – деньги идут за пациентом, согласно которому врачи будут обслуживать как можно больше пациентов. Не повредит ли эта гонка качеству оказания медуслуг?

— Когда деньги идут за пациентом – это сейчас модный тезис, озвученный заммнистром. По новым правилам, будет оплачиваться услуга, а не койкоместо. И эта система работает везде. Пациенты будут получать максимум за деньги. Для этого внедряется контроль за качеством.

Наверно где-то будут какие-то перекосы, но мы хотим выстроить такую систему, которая будет контролировать качество, что сейчас вообще не происходит.

— Автономизация и децентрализация предусматривает сокращение общего количество больниц. Не получится ли так, что в сельских местностях какие-то больницы окажутся в зоне недосягаемости?

Существенное преимущество страховой медицины заключается в том, что на страховую кампанию возложены функции организации медицинской помощи пациенту в любом населенном пункте страны. К сожалению, на сегодняшний день, в сельских местностях пока больница не соответствует самому понятию больницы из-за отсутствия необходимого финансирования.

Также в реформе появятся больничные округа и больницы с хорошим оснащением.

Сейчас, по большому счету, больницы в сельской местности представляют из себя только здания, в которой даже зеленки нет.

— Должен ли быть надзор общественности за реформами?

— Обязательно. Люди должны понимать зачем нужны реформы, и, в конечном итоге, что они от этого получат. Это смысл всех реформ.

— Если сократиться количество больниц, что произойдет с помещениями, в которых они находились? В некоторых городах-миллионниках больницы находятся в центре города, может ли быть так, что некоторые здания отдадут под офисы или бизнес-центры?

Задача предложенной реформы не стоит в том, чтобы освободить в центре городов-миллионников здания под что-то. Это зависит от того, на каком балансе числится эта больница.

Мы хотим изменить систему финансирования здравоохранения и таким образом, чтоб она приносила пользу обществу.

Люди чувствуют себя комфортно в той стране, где у них есть доступная и качественная медицина.

— Как больницы и поликлиники будут сотрудничать со страховой кампанией?

Страховая компания, неважно какой собственности – государственной, частной, заключает с каждой больницей договора. На основании этих договоров идет предоставление услуги, происходит ее оплата, контролируется качество предоставления услуги и расходы предоставления.

Здесь мы переходим в договорные отношения. Также в планах для внесения всех данных создание единой электронной системы.

— Страховка должна перекрывать тот минимальный перечень, который гарантирует Конституция?

— У нас государство до сих пор гарантирует все. Нужно сделать тариф минимальный, и чтобы пакет включал в себя всю необходимую для человека медицинскую помощь в больницах.

 

Разговор вел Владимир Малинин

Сюжет дня

Парнерская программа

Голосование

Могут ли высокие тарифы на коммунальные услуги привести к социальным бунтам в Украине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
 `