5 сентября Комитет ВР по вопросам финансов и банковской деятельности на своем заседании рекомендовал к принятию народными депутатами проект закона о кредитовании небанковскими учреждениями под залог движимого имущества. Несмотря на тот факт, что под его нормы подпадет широкий круг финучреждений, законопроект в основном направлен на урегулирование деятельности ломбардов, — передает ubr.ua

Какие новации несет документ ломбардному сегменту, осталось ли что регулировать на рынке после лицензирования, UBR.ua рассказал член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.

Александр Николаевич, насколько изменился проект закона по сравнению с той версией, которую депутаты вернули в конце прошлой сессии?

Новый вариант законопроекта на 90% дублирует старую версию. Однако появились новации в части требований к капиталу, программному обеспечению, помещениям и т.д. Принципиальная новация – ограничение сферы деятельности ломбардов исключительно движимым имуществом. На рынке недвижимости они работать больше не смогут. Сегодня формально есть небольшие объемы операций под недвижимость. Они оцениваются всего в 500 тыс. грн.

Ломбардному рынку необходимо регулирование на законодательном уровне. Так как рынок большой, и он регулируется только нормативными актами Нацкомиссии, которые мы постоянно вынуждены усовершенствовать. Но поскольку не все вопросы «подвластны» комиссии, давно назрела необходимость принятия единого полноценного законодательного документа.

Будут ли в 2017 году «побиты» рекордные прошлогодние показатели рынка ломбардов?

За 6 месяцев текущего года объемы кредитования ломбардов составили 8 млрд 382 млн. грн. Это на 600 млн. грн. больше аналогичного периода 2016 года (7,8 млрд. грн.) и в 2 раза больше докризисного первого полугодия 2013 года.

При этом количество выданных займов увеличилось до 6 млн (+4% к 1 полугодию 2016 г), а активы выросли почти до 3,5 млрд грн. (+16%). Капитал ломбардов увеличился до 1,3 млрд (+28%). Если нынешние темпы сохранятся, до конца 2017-го объем выданных ломбардами займов может составить 18-20 млрд грн. В 2016 году было 16,5 млрд грн.

Каковы результаты лицензирования рынка ломбардов?

Срок подачи документов закончился 10 июня. На сегодня лицензии получили 343 ломбарда из 442 находящихся в госреестре. Около 100 не прошли лицензирование и не сдали отчетность. Возможно, часть из них все еще находятся в реестре, но заморозили деятельность к 10 июня, часть не вела деятельность, а часть работает с нарушением требований. Когда будут выявлены ломбарды, предоставляющие услуги без лицензий после этой даты, к ним будут применены штрафные санкции за нарушение законодательства. Это до 170 тыс. грн. Понятно, что выявить такие учреждения без проверок невозможно (проверки все еще запрещены), но есть еще жалобы клиентов, на которые мы обязаны реагировать.

Как исправно платятся накладываемые штрафы?

В сегменте ломбардов очень высока доля погашенных штрафов. Но ранее, согласно законодательных норм, штрафы за нарушения были небольшими: от 1,7 до 17 тыс. грн. И они почти все гасились. С введением лицензирования, сумма наказания выросла до 170 тыс. грн. А это уже болезненно для ломбардов, учитывая их уровень капитала.

Какова структура ломбардов по капиталу?

У 11 ломбардов собственный капитал до 200 тыс. грн. Это злостные нарушители, которые без докапитализации не получат лицензий. У 116 структур капитал колеблется в диапазоне 200-500 тыс. грн. Эта группа должна привести его в соответствие к 16 января 2018 года. В эту группу входят ломбарды, которые работали на рынке до 2016 года. И до появления нормативного акта Комиссии в январе 2017 г., требующего нарастить собственный капитал до 500 тыс. грн. или 1 млн грн. (при наличии обособленных подразделений). Новые структуры, которые выходили на рынок позже, уже показывали капитал в 500 тыс. грн.

Какова доля рынка ломбардов-потенциальных нарушителей?

Количественно ломбарды этих двух групп составляют 35% рынка, но при этом они выдали ссуд всего на 144 млн грн., что составляет 2% от всего объема кредитов. Но есть еще третья группа риска – 64 ломбарда, которые имеют филиальную сеть и обязаны показать капитал не меньше 1 млн. грн. Представителями этой группы выдано средств тоже на 140 млн грн. В совокупности объем кредитования всех трех групп риска составляет менее 4% рынка. В то время, как оставшиеся 152 ломбарда прокредитовали на 8,1 млрд грн. (96% рынка).

 

То есть почти 200 ломбардов могут уйти с рынка?

Группе в почти 200 ломбардов надо докапитализироваться до 16 января 2018-го. В противном случае у них возникнет проблема с лицензией. Они ее потеряют, а согласно закона о лицензировании, повторно податься на лицензию можно только через год. Компании будут выброшены с рынка и потеряют своих клиентов. Единственным выходом для них будет модель работы по франшизе с более крупными участниками.

Это будет грозить проблемами для потребителей?

Объем кредитования всех 3 групп, о которых я говорил, в совокупности не превышает 280 млн грн., что на фоне итога за полгода в почти 8,4 млрд грн., – сумма небольшая. Но при их уходе с рынка у клиентов могут возникнуть проблемы с возвратом залогов, которые оцениваются значительно ниже их рыночной стоимости. Так как с ломбардами работает определенная категория потребителей, которые постоянно перезакладывают свои ценные вещи, то для них это будет ударом.

Сколько ломбардов уйдет с рынка?

По нашим оценкам рынок покинут 50-80% участников трех групп рисков. Это 100-150 ломбардов. Повторюсь, они занимают очень маленькую долю и их обороты настолько невелики, что заниматься этим бизнесом акционеры вряд ли захотят. Сейчас рынок ломбардов растет не в количестве юрлиц, а в масштабе сетей. Более мощные структуры открывают больше своих точек. В год регистрируется 700-800 отделений. Это проще, чем создавать новую структуру. Рынок движется в этом направлении. Тем, кто не может работать самостоятельно, через механизмы франшизы или «переподчинения» предлагают присоединяться к более крупному игроку.

Как изменится рынок после такой концентрации?

Рынок меняется не столько из-за увеличения концентрации, сколько из-за необходимости осваивать новые ниши, чтобы удерживать позиции и наращивать потенциал. Например, ломбардный рынок осваивает онлайн и карточное направления. Чтобы перейти на безналичное обслуживание и минимизировать работу с наличностью.

Предлагая клиентам оформить банковскую карту, ломбарды снижают риски. Как для клиента, так и для себя. Кроме того, такой подход позволяет увеличить оборачиваемость средств. Ведь при этом отпадает необходимость перевозить кэш между отдельными точками.

Зачем клиентам – бабушкам и дедушкам банковская карта с безналичными средствами, за снятие которых в банкомате еще и комиссию снимут?

В ломбарды ходят не только бабушки и дедушки. Но и для них больших сложностей нет. Ломбарды давно осваивают это направление. Кроме прочего, это дает им конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто работает по старинке. Хотя наличные, конечно, останутся. Например, немало ломбардов размещаются вблизи учреждений здравоохранения, где людям в силу обстоятельств срочно нужны средства на лечение.

Какое количество ломбардов работают с банками, и какова доля безналичных ссуд?

По отчетности мы пока этого не видим. Но планируем провести «реформу отчетности» для всех участников небанковского сектора – финкомпаний, страховщиков, ломбардов. Нынешние устаревшие формы отчетности не только будут переведены в электронную форму, но и будут модернизированы в части подаваемых данных.

В частности, планируем внести изменения, которые позволят получать более полную информацию от ломбардов в разрезе направлений деятельности. Эти данные будут очень полезны для построения аналитических оценок, прогнозирования, регулирования и надзора. Осенью планируем закончить разработку форм отчетности, программного обеспечения, подготовку соответствующего нормативного акта. Рассчитываем, что с нового года все начнет действовать. В крайнем случае – будут запущены пилотные проекты. Под эту модернизацию уже выделен бюджет.

Эта информация будет раскрываться?

Мы подали предложение к постановлению КМ по опубликованию баз данных, которое наделит Нацкомфинуслуг правом обнародовать не только консолидированную отчетность по секторам на своем сайте. Но и раскрывать информацию по каждому участнику сектора. Тогда потребители услуг небанковских финансовых учреждений смогут оценить и выбирать, с какой структурой им работать. Как только изменения примут, информация станет доступна потребителю.